РАЗВЕ РОДИНА И
ГОСУДАРСТВО ОДНО И ТО ЖЕ?
О телевидении, рекламе, эволюции
бунтарей-шестидесятников,
экстремизме и хамстве
Наталья Медведева
Время от времени меня
приглашают в телепрограммы, о
которых я, собственно, понятия не
имею - у меня вот уже несколько лет
нет телевизора. Сознательно уже
нет. Мое же участие в телешоу - как
атавизм и инертное повиновение
"закону", по которому ежели вас
нет в "ящике", то вас вообще
нет. Хотя я точно знаю, что
"картинка" забирает 50%
внимания. То есть слова остаются за
кадром. Да и сказать что-либо у вас
никогда нет времени. В массе своей
все ток-шоу строятся по западным
схемам, где время - деньги. И ведущие
предпочли бы проводить с гостями
блиц-опрос. Дабы укладываться в
формат и поспевать к рекламным
блокам.
Программы с риторическим вопросом:
"Влияет ли на Россию
американская культура?" -
абсурдны уже хотя бы потому, что их
ведущие - Савик Шустер, Владимир
Познер - фактически сами
представители той культуры.
Культуры, которую не смущает, что
беседу с Далай-ламой будет
разбивать блок из реклам,
предлагающих новые прокладки, пиво,
фотопленку, лосьон для интимного
женского душа, опять пиво…Тем
более что местные рекламы женских
гигиенических средств чрезвычайно
дотошны - видимо, из-за устойчивого
представления о российском
невежестве.
Передвигаясь по городу на наземном
транспорте, вы неизбежно
натыкаетесь глазами на рекламные
щиты, ну и, соответственно,
призывы-лозунги на них. Жизненная
философия, построенная на лозунге
"Есть вещи, ради которых стоит
жить!", наверное, порочна. Из-за
слова "вещи". Это я помню еще из
советского детства. Но как стало
известно мне уже в мою американскую
юность, "вещи", а
следовательно, и потребительство,
презирались и на Западе. Не худшими
его представителями:
поэтами-писателями, музыкантами,
художниками, ну и философами. И
список их далеко не сводится к тому,
что недавно представлен г-ном
Пироговым в еженедельном
приложении "НГ Ex libris": Ф.Дик,
Макларен, Мейер, Бодрийяр… Сорокин
(чего?!). У всех уже определился свой
набор из "шестидесятников"...
Все эти последователи битников -
дети цветов, бунтари шестидесятых -
либо уже умерли, либо…
"переодели пиджаки", как пел
Жак Дютронк ("Je change la veste!").
Яркий пример тому - Йошка Фишер и
фото его в 68-м году, что ли, на
котором он запечатлен бьющим
полицейского во время студенческих
демонстраций. Кон Бендит - рыжий
бунтарь Сорбонны 68-го - заседал даже
в Европейском парламенте. Да и сам
Клинтон был на стороне антивоенных
митингов времен войны с Вьетнамом,
уклонился от службы, другими
словами.
Какими только идеями они ни
увлекались в юности и как только их
ни выражали! Будь то в драке с
блюстителями порядка, в рок-музыке,
наркотиках, психоделике, маоизме и
ситуационизме и "марксизме без
берегов" (антисоветизм и
антимаоизм!) и вообще: "Наши идеи
есть уже в голове у каждого". В
конце концов все они оказались
"структуралистами" - именно
эти парни, ставшие дяденьками,
создали невероятное множество
структур по контролю за населением.
Правда, представитель
отечественных
"оттепельщиков", наверное, не
сможет сформулировать
"идеологию" своей
юности-молодости. Кроме как назвать
ее борьбой с государством. Несмотря
на приблизительно одно и то же
время происходящих событий, вряд ли
можно найти точки соприкосновения
у западных бунтарей и наших. Наши
были за "шестидневную" войну,
наши были за Пиночета (письмо
Сахарова), и за присутствие
американцев во Вьетнаме, и за
"вещизм" (ранние рассказы
Аксенова остались в памяти сплошь
описанием
джинсов-выпивки-фирменных сигарет
и т.п.) И наши были за этот знак
равенства, поставленный между СССР
и ГУЛАГом Солженицыным, ну и вслед
за ним Западом и всеми мало-мальски
умеющими читать-писать.
(Распространенная на Западе
граффити - USSR=GULAG!) А может, мы просто
не знаем ни о каких других
проявлениях? (Опускаю Горбаневскую
на Красной площади.)
Сегодня стало очень модно - и, как
видно, полезно - не афишировать
своих взглядов. Особенно, если они
расходятся с… вот, как сказать? С
общепринятыми? С официальными? С
государственными? Но отечественная
мыслящая прослойка населения
вообще-то всегда была настроена
антигосударственно. Начиная с
Пушкина, который "наше все" (то,
что Пушкин к концу жизни стал
придерживаться проимперских
взглядов, не очень как-то и
помнится) вплоть до наших дней. То
есть дней уже вчерашних. Потому что
сегодня все ваши сомнения могут
быть поняты кем-то буквально и,
соответственно, названы
экстремизмом. А какая разница между
радикалом и экстремистом? Вообще-то
мне, близкой к музыке, всегда
казалось, что лучшие представители
рока (и отечественного в том числе)
всегда балансировали на грани, если
не сказать прямо - были
экстремистами и радикалами,
выступали против и вносили живую
струю в жизнь обывателя-буржуа. И
поэты - с ними!
"Уклонение от уплаты налогов -
преступление перед Родиной!" -
висело, а может, и сейчас висит над
Ленинградским проспектом. Разве
Родина и государство одно и то же?
Как это можно заплатить Родине? За
Родину погибали, отдавали свои
жизни… Разве нет какой-то
неправильности в том, чтобы
объединять эти понятия? И даже
чего-то отвратительного. Платить
налоги… погибать за Родину - это
что, одно и то же?! И если да, то не
является ли преступлением со
стороны государства-Родины - уж
коль так это однозначно! -
несвоевременная выплата зарплат и
пенсий ее гражданам?! Или то, что они
(граждане) валяются на улицах без
дома, без работы, ну и без средств,
разумеется…
"Ведь я этого достойна!" - Мила
Йович в рекламе губной помады.
"Ведь она этого достойна!" -
хозяин собаки в рекламе корма.
"Вы этого достойны!" - голос за
кадром в рекламе страховой
компании. Речь о достоинстве
возникла, видимо, в связи с
переводом текста на русский язык. И
здесь явный недочет. В русском
языке о достоинстве говорят крайне
редко и то, пожалуй, в связи с
судопроизводством или в связи с
войной. На таком вот бытовом уровне
- косметика, собачья еда - слово
"достоинство" не применяется…
опять хотела сказать "в русском
языке", но надо, по всей
вероятности, говорить о мышлении,
менталитете. "Достойно встретили
рабочие сталелитейного завода
призыв съезда ЦК КПСС…" - вполне
уместно царит в памяти поколения
бабушек-дедушек (которые, между
прочим, смотрят ТВ целыми днями).
Или "оценить по достоинству труд
гражданского населения во время
войны…", или "с достоинством
отметили День Великой Победы …".
Это все какие-то уважительные дела.
Отсюда и отношение к слову
"достоинство". И поэтому оно
кажется нелепым в связи, опять же, с
косметикой. Уж лучше сказать: я это
заслуживаю. Или - мне это к лицу. А то
получается, что у Милы Йович
какое-то необычайное достоинство.
Скорее всего задействовано именно
"I deserve it!" Но сказать по-русски
"я это заслуживаю" тоже опасно.
Последний раз я была приглашена на
ТВ в программу, посвященную
хамству. Насколько я поняла, в эфир
передача должна пойти в 22 часа, то
есть - это не детская передача и
речь не должна была идти о
"спасибо-извините"… Тем не
менее единственно взрослое, что мне
удалось ляпнуть, вылилось в
странную формулу -
"экстремизм-порнография-хамство…"
А на самом-то деле все наоборот!
Если вы хам, то неизбежно станете
порнографом и придете к
экстремизму! Так, да? (В эфир, как я
убедилась, посмотрев программу,
этого не включили.)
[Независимая газета, #162 (2716) 8.08.2002]